Вы только вдумайтесь: Петровичу новая, демократическая власть выделила квартиру. Однокомнатную. В Москве.
Так чему он радуется? – Ценному для экзистенциалиста безосновному: своему чутью (ну какие у чутья основания!). Невидимому обычными людьми будущему Петрович радуется. И в чем чутье и будущее? – А в том, что квартиру он не получит (ну не может же в мире торжествовать Добро!):
«Но в том и почерк, что так эффектно (так сразу) распахнувшееся для меня пространство жилья, и в особенности большая, с солнцем комната, не показалась мне началом. Не могу объяснить. Чутье пса. Бомжовый нюх. (Вот когда мне в общаге предложили посторожить первую богатую квартиру, я поверил: начало.)»
Здесь мерцание вещных максиудача-не-схваченная / миниудача-схваченная в итоге дает хайдеггеровское удовлетворение от решительного приятия возможности собственного выбора Плохого: «Было бы полным лжепониманием феномена решимости, захоти кто подумать, что она есть лишь принимающее схватывание предложенных и рекомендованных возможностей» (Хайдеггер «Бытие и время»).
Что-то такое и с мерцанием от «Я не писал ни строки» и выделенного курсивом «уже не пишу« до противоположного «встающего среди ночи, чтобы записать две фразы». И с отказом публиковаться при молчании, когда при тебе тебя называют гением, — что-то такое же.
А как с женщинами?
Их у Петровича какая-то бесконечная цепь. Сам сюжет – ахронологическое нанизывание воспоминаний – состоит из добавлений все новых звеньев к этой цепи.
И у Хайдеггера не разработана ж тема «другого»…
«Мы почти всегда смотрим на других извне. А это значит, что уже одним своим взглядом мы превращаем других в объекты. Такое уподобление взгляда любого человека взгляду горгоны Медузы решительно принял Сартр. Даже любовь между двумя людьми была описана им как вечный конфликт живущих за закрытыми друг для друга дверьми сознаний». (Руткевич http://www.i-u.ru/biblio/archive/rutkevich_ot/01.aspx).
Взгляд «извне» у Маканина обеспечен всегда одним для Петровича поводом схождения с очередной женщиной – жалостью к ней. Многочисленные нюансы жалости. И потому так много этих женщин.
Даже фельдшерицу, — которая сама с ним сошлась из жалости к нему, — он по-особому жалеет. За то, что у нее надоевший муж. Он аж вжился в этого шофера дальнобойщика и стал чем-то походить на него. – Зачем? – Затем, наверно, чтоб впечатление новизны чувств, которые переживала с ним фельдшерица, она переживала как бы с мужем. Немного не от мира сего Петровичу чужда ревность.
А Вероника?
Ее он и полюбил-то от особо пронзительной жалости к ней:
«…пришлось опять подвести ее [Веронику, в очередной раз отнятую у командировочной групповухи, ибо ее опять перепоили, отчего она прямо кончалась] к окну, как раз к тому подоконнику, где она дышала (блеванув на пол последнюю малую горстку). Когда там, щекой на подоконник, она постанывала, набираясь кислорода и малых сил, я уже знал, что буду любить. Я угадывал надвигавшееся чувство. Сердце делалось тяжелым. (Нет чтобы поплыть, подтаять, как в молодости. И, разумеется, мне захотелось любить. Речь не о постели, мы уже несколько раз спали до этого.)»
Ну и как только жалеть стало некого, он ее разлюбил.
«В повседневном общении даже с самыми близкими людьми мы не перестаем думать с помощью понятий, отделяем себя от других с помощью рефлексии, рационально осмысляем…» (Руткевич).
Так пока была иррациональность любви-жалости – хорошо. Почти подлинное существование. А как только градус иррациональности понизился – всё. С глаз долой, из сердца вон.
Если женщина «страдающая – значит, хоть сколько-то осознающая, кто и почему ее жалеет». И такую можно брать. А если она не доросла до страдания… Петрович раз не прогнал увязавшуюся за ним неопытную (не заметила, что он бедняк) веселенькую миловидную потаскушку, почти профессионалку. Машинально привел в охраняемую квартиру. И… этот не от мира сего минисупермен ее даже не смог захотеть.
Минисупермен… Это оксюморон, навеянный замеченным Немзером у Маканина мерцанием текста. И Немзер даже в чем-то прав касательно отношения Маканина к основателю экзистенциализма. Хайдеггер не экстремист при всем экстремизме, демонизме самого экзистенциализма:
«Глубокая тоска, бродящая в безднах нашего бытия, словно глухой туман, смещает все вещи, людей и тебя самого вместе с ними в одну массу какого-то странного безразличия».
Вы видите – всего лишь туман, всего лишь странное безразличие. Не круто.
Свобода у него — есть допущения сущего Быть, а вовсе не безосновная, безотносительная абсолютная свобода Сартра.
Как объясняет Хайдеггера один ориенталист, «только незавершённость (наполовину) «Бытия и времени» помешала ему чётко высказать главное: человеческое бытие (Dasein) его интересует лишь постольку, поскольку оно может привести к бытию (Sein)… Полного выхода из этого мира, обретение «божественного состояния» или «нирваны» Хайдеггер не предусматривает».
Dasein это здесь и сейчас, оцениваемые позитивно в их негативности.
И потому мерцательность заключена в самом, казалось бы, мещанстве-при-Зле Петровича:
«…притих душой на очередном здесь и сейчас…«
В великое Ничто можно вслушиваться лишь притихшей душой. А «здесь и сейчас«, мелочь этакая, — лишь отправная точка в великое… С другой стороны, притихшая душа ведь так по-земному соответствует мелочи…
А как осторожно-мерцательно противостоит Маканин традиции великой русской литературы, ее вершинам, Пушкину, Гоголю, Достоевскому…
«Маленький человек Тетелин» есть такая глава. Уже в ее названии можно заметить насмешку над гоголевской «Шинелью», из которой вышла вся русская литература. А можно и не заметить. Насмешку.
Ну мало ли – «я»-повествователь и покойный Тетелин не ладили. Это их дело. И потому Петрович вправе насмехаться и над жизнью его, и над смертью. Но вот он ввел в повествование своего единомышленника, Вик Викыча. Тот – по тексту – не знает, что Тетелин мелкий подлец по отношению к Петровичу. Только и знает, что Тетелин Петровичу по-обезьяньи подражает: «- Твое эхо. Цени!.. Не каждому удается увидеть эхо». За это можно б и не издеваться на поминках. – Так нет.
Ну что ж. Если Вик Викыч такой же экзистенциалист, как и Петрович, то что ему чья-то смерть (да и жизнь). Ведь «если «Я» и находится у истоков ценностей, то лишь постольку, поскольку последние коррелятивны «недостаточному» неподлинному бытию» (Летуновский http://reshma.nov.ru/psycology/hristianska/public5.htm). То есть не от ценителей подлинного бытия ожидать обычной моральности и приличий.
Так чья воля была Вик Викыча в повествование ввести: Петровича или Маканина, героя или автора?
Не принадлежит автору реалистическая претензия на типичность экзистенциалистов в России на стыке ХХ и XXI столетий, ибо претензия тут — без создания реалистического произведения, где типичность есть «что-то такое, что вместе со способом, каким оно сказано, оказывается неким обнаружением, т.е. раскрытием сокрытого» (Гадамер). И понятно, что тут воля Маканина. Он показал одного экзистенциалиста (Петровича), другого (Вик Викыча), кажется, и третьего (Михаила). – Всё. Достаточно. Это не реализм. Страна бурлит, а герои времени, видите ли, беглецы от действительности.
Но Маканин художник. Да и Хайдеггер не экстремист. – И вот – смягчение:
«… помер же человек, однако, едва приехали, Викыч опять начал смеяться. Чудовищно, но все трое, прихваченные порывом, мы сидели и смеялись».
Осознают. Мерцание. Аморальность / моральность.
Еще над собою смеются:
«Не смех сквозь слезы – сквозь смерть».
Смерть же – их идефикс…
И ведь и гоголевскому смеху сквозь слезы досталось, если перечитать главу.
Пушкин.
Не знаю, насколько широко известно, что этот в жизни бес арабский, в своих произведениях никогда даже байронистом не был (Дьяконов И. М. Об истории замысла «Евгения Онегина». В кн. Пушкин. Исследования и материалы, т. Х, Л., 1982. С. 72), этим демонистом начала XIX века.
Ну так вставить его в роман таким, каким он был в жизни:
«А.С. – упавший, кусая снег, как он целил! – уже раненный, уже с пулей в животе, разве он хотел или собирался после покаяться? Убив Дантеса, встал бы он на коленях на перекрестке после случившегося?.. Ничуть не бывало. Даже десять лет спустя не стал бы на колени. Даже двадцать лет спустя».
И еще раз:
«Уже смертельно раненный, лежа на том снегу, он целил в человека и знал, чего ради целил. И даже попал, ведь попал!..»
И… мерцание. К Пушкину ж переход был от литературы, а не от жизни:
«Литература – как внушение. Как великий вирус. (Та литература все еще трудится внутри нас.)»
А к литературе переход был от жизни. Петрович убил кавказца, поиздевавшегося над ним. И – никаких угрызений совести. — А что? Экзистенциалист он или не экзистенциалист?!.
«Совесть вызывает самость присутствия из потерянности в людях» (Хайдеггер. Бытие и время).
Что такое «потерянность в людях»? – Это те самые безликие массы, das Man, от которых экзистенциалист себя отличает. Что такое «самость»? – «Человек должен <…> выбирать самого себя. Отказ от выбора ведет к неподлинному существованию» (Руткевич). Самость человека противится растворению в dem Man. Наконец, что такое «присутствие»? – Это вот-бытие, здесь-бытие, осознанные как неподлинное существование, от которого экзистенциалисту хайдеггеровского типа нужно по мере сил уходить.
То есть обычной совестливости от экзистенциалиста ждать не приходится. «Не удается безо всякого привести в согласие с расхожим толкованием совести. Они кажется ему даже прямо противоречат» (Хайдеггер. Бытие и время). Вот писатель Петрович и не мучается. А с ним – и не отделяющий себя от него автор.
Но… Хайдеггер же не экстремист (вон, какие оговаривающиеся конструкции предложений он строит). Ну так и Маканин… Амортизирует. Мерцает:
«Кавказец, сидящий на скамейке с проколом в спине, оставался в моих глазах, это понятно».
То же и с Достоевским, с его «Преступлением и наказанием».
Впрочем, надо прерваться. Роман слишком велик, чтоб весь сразу его охватить. А вкус моря можно понять и по капле.
Сама мерцательная суть хайдеггеровского экзистенциализма как-то художественна (по Выготскому). И Маканин ей не изменил. – Художественное произведение – «Андеграунд». Не зря получил за него Государственную премию 1999 года.
Но мне почему-то кажется, что кто-то там, наверху, не понял всей отрицательности, так сказать, идеала художника, выраженного этим произведением. Понял бы – не дал бы премию, думается. Тут все-таки не Запад, а Россия. Пусть даже и гибнущая возможно.
Правда, премия дана еще и за рассказ «Кавказский пленный» (1994 г.). Тот вообще, «в лоб» понятый, может быть сочтен иным патриотом за произведение критического реализма. Кровь закипает от тех безобразий первой чеченской войны, что, как на подбор, описаны Маканиным. А если чуть остынешь, странной представлена та война. Маканину, получается, с самого начала видно было то, что очевидно теперь: почти никому – с обеих сторон – она была не нужна (раз большинство в Чечне теперь проголосовало за нынешнюю конституцию и живет в мире). Как бы воевали. Обе стороны. И тоже, вроде, реализм, не боящийся резать всю правду-матку в глаза.
И все-таки оба впечатления поверхностны.
На самом деле всё это – неподлинное бытие, которое Маканину, как и Хайдеггеру, интересно постольку, поскольку дает возможность осознать это бытие неподлинным, чтоб воспарить к осознанию того, что подлинно.
Как крайнего нонконформиста в романе он погрузил в пучину быта, например, терпеливого выслушивания приходящих к нему общажников, будто он поп или психотерапевт, так в рассказе он поступил и с главным героем, Рубахиным. Это он есть кавказский пленный. Плененный Кавказом. Его то ли красотой, то ли еще чем. Может, близостью к смерти, этой онтологической ценности экзистенциалиста. Он не осознает. Он давно мог бы демобилизоваться. Но… Что-то его тут держит. Но это узнаешь в самом конце рассказа. А в начале — наоборот. Этот солдат (уж кто может быть более подневольным обстоятельствам, как не солдат!) в вещной красоте природы видит опасность: отвлечь внимание может на секунду – его тут как раз и подстерегут в засаде. Оба народа, das Man, русские и чеченцы ведут себя согласно откуда-то взявшимся новым стереотипам. И – надо воевать. Ну они и воюют худо-бедно. Меняются с врагами дефицитом. У одних это оружие, у других – продовольствие. Стреляют поверх голов. И т.д. и т.п. Ну и терпят, терпят невзгоды. Иные и погибают. – И все это пустяк по сравнению…
Нет. Не понял кто-то и «Кавказского пленного» тоже.